Эссе "Я Учитель"

04.05.2016 21:44

Я – учитель.

Вспоминаю себя в юные годы, вспоминаю тот чудный возраст, когда, кажется, вся вселенная смотрит на тебя широко открытыми глазами, то время, когда открыты любые жизненные пути, а от тебя лишь требуется сделать выбор. Выбор, который определит дальнейшую судьбу.

Мне вспоминается мой учитель географии, Павленко Ирина Анатольевна, и её рассказы о морях и океанах, её широчайший кругозор и знания о тайнах недр, строении гор. Она открыла  секреты, которые хранят географические карты. Как легко можно их узнать, если научиться читать карту! Уроки, которые никогда не оставляли меня равнодушным, - это замечательное, упоительное чувство познания чего-то нового, ранее неизвестного. Я вспоминаю туристические походы, в которые Ирина Анатольевна отправлялась вместе с нами, еще неопытными туристами,  девчонками и мальчишками. Я помню её огромный рюкзак и помню,  как легко и непринужденно она закидывала его за спину и всю дорогу отвечала на наши вопросы: «А что это? А как это называется? А почему?» И еще тысячи вопросов, которые возникали у нас,  попавших в горы кто впервые, а кто во второй, третий раз. На все наши вопросы, вопросики и просьбы рассказать о том, что вокруг, она отвечала с доброй улыбкой и максимально подробно. Теперь я понимаю: именно тогда я принял решение  стать учителем, таким, как Ирина Анатольевна.

Конечно же, были и другие мысли на этот счет. Перед каждым человеком, у кого-то раньше у кого-то позже, встает вопрос: «Кем быть?» Кто-то станет  писателем или артистом, другой – инженером, третий – космонавтом ... 

Единственно правильного решения того, как выбрать правильный путь в жизни, просто нет и быть не может. Только лишь человек сам сделает окончательный выбор. Важнейшие решения, определяющие наш жизненный путь, мы принимаем в юные годы. Именно в это время человек, выбирая, определяет нечто главное и на всю жизнь: близких друзей, какие-то интересы, профессию.

Я сделал свой выбор, поступив в Кубанский государственный  университет на географический факультет, потому что твердо решил стать учителем.

Продолжая осуществлять поставленную цель, я пошел работать в школу. Вспоминая первые дни в качестве учителя, я не могу точно воспроизвести свой первый урок. Я помню подготовку,  слова, которые заготовлены и много раз произнесены накануне урока, но решительно не могу вспомнить сам урок.  Потом было множество уроков, и все они чем-то напоминают тот, первый. Помнится, как рассыпались такие, казалось бы, стройные и логически выверенные планы, как тяжело прорывалась сквозь нагромождения теоретических построений взаимосвязь между теорией и практикой, как приходилось учиться учитывать все особенности детей. Помню удивление от осознания того, что учеба не окончилась с получением диплома, а, наоборот, приходится еще больше  узнать и понять, чтобы иметь право учить.

Я не знаю название профессии человека, которое звучало бы так же величественно, уверенно, мудро, спокойно и надежно как слово УЧИТЕЛЬ. В этом понятии присутствует глубокий смысл и огромное значение, что вполне соответствует тем глобальным задачам, которые стоят перед теми, кого называют этим словом. Учитель, педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание...

В селе ты не просто порядочный житель,

У всех на виду твоё имя – Учитель!

И спрос с тебя строгий, и честь высока,

И ноша твоя на миру нелегка.

         Это высказывание как нельзя лучше раскрывает роль учителя не только в прежние времена, но и сейчас.

Какой он современный  учитель? Каким желают видеть меня дети? В чём заключается моя миссия как учителя?

По прошествии нескольких  лет в роли учителя, узнав, каковы на вкус первые ошибки,  я понял смысл библейской мудрости «не многие делайтесь учителями». Представители почти всех профессий видят практически сразу результат своего труда, а мне, педагогу, необходимо заложить фундамент в умах и сердцах своих учеников и, только лишь повзрослев и окончательно сформировавшись, они покажут миру итог моей работы! «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным…»,  - верно отметил Лев  Толстой.

Только личность может воспитать личность. Все великие педагоги понимали, как велика роль учителя в становлении личности и в её обучении. В таком случае единственный правильный выход, а, стало быть, и моя задача учителя — быть просто Личностью.   Причем такой Личностью, за которой захотят идти. Личностью, которую хочется слушать. Чтобы приблизиться к такому идеалу есть только один путь — постоянно развиваться, не давать себе поблажек, максимально использовать свои способности и быть требовательным как к себе, так и к окружающим. Это  одна сторона решения задачи, а другая — давать детям то, что им действительно нужно: человеческое тепло,  проявлять заинтересованность  их судьбой…

Современный учитель —  это, всенепременно, развитый и образованный человек. Профессионал. От меня, учителя-профессионала, требуется глубочайшее  знание своего предмета на высочайшем уровне. Как сказал кто-то из мудрых: «Ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела...».

Мастерство учителя – это не только научная эрудиция и методическая мудрость, но и тонкое искусство, которое не терпит высокомерия, унижающей строгости, бездушности, формализма и словесной шелухи, за которыми нет  живой мысли и чувств.   Учитель-профессионал обязан помочь ребенку постигать и проживать жизнь, раскрывая перед ним ее содержание, и вместе двигаться по пути развития.      

         Учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться. Судьба учителя вечно быть учеником. И я учился. Учился у известных педагогов прошлого и современности (Толстой, Макаренко, Ушинский), перечитывая их литературное наследие, учился у своих коллег.

Неправильно будет брать чей-то опыт и полностью его повторять. Чужой опыт не должен заменить полностью собственный поиск. Можно овладеть педагогическим ремеслом, подражая опытным коллегам и следуя методике. Но мастерство отличается от ремесла тем, что учитель-мастер задает эталон деятельности. Педагогическое мастерство - это то, чему можно подражать и к чему нужно стремиться.

Я понял, чтобы стать мастером не надо останавливаться на достигнутом уровне, не стоит гордиться чрезмерно своими достижениями,  не нужно бояться казаться смешным,  надо уметь  признавать свои ошибки. Нужно оставаться Человеком и не надо бояться учиться у детей. И я учусь у них до сих пор!

И чтобы мои ученики также смогли сделать правильный  выбор в жизни, я продолжу выполнять свою работу. И высшей наградой для меня будет, если кто-то из моих учеников   станет педагогом. И, возможно, обо мне тоже кто-то скажет так, как я о Павленко Ирине Анатольевне: «Мне помог сделать выбор жизненного пути мой учитель».